Представляем вашему вниманию статью Галины Логиновой из «Красногорских Вестей» 1995 года. За без малого четверть века в красногорском краеведении мало что изменилось.


Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном.

Антон Павлович ЧЕХОВ

«Красота спасет мир!» — воскликнул однажды классик. Вы верите в это? Мне же кажется, что сначала надо не дать погибнуть этой самой красоте, которая собирается спасать мир и которая каким-то чудом все еще кое-где хранит свои очертания.

Музыкой для глаз называли наши предки прекрасное искусство ландшафтной архитектуры — старинные усадьбы, усадьбы дворцово-парковые, скверы, бульвары.

Сегодня произведения садово-паркового искусства именуются памятниками истории и культуры, которые, несмотря на принимаемые законы по их охране, оказываются заброшенными, запущенными, а то и просто подверженными уничтожению или уничтоженными вовсе.

Понятно, города не возникают раз и навсегда в законченном виде. Жизнь поселка, города неизбежно связана с многочисленными изменениями, разрушениями и новыми постройками. Но вместе с исчезновением менее ценного или менее прочного мы можем наблюдать подчас варварское истребление красоты деяний ума и рук человеческих, доставшихся нам в наследство от праотцов наших, истребление красоты в самых различных ее проявлениях.

В буднях повседневной жизни, в водовороте быстро меняющихся событий нам некогда замедлить шаг для того, чтобы задуматься, по какой земле ходим, по каким тайнам, сокрытым в ней, а быть может, вовремя помочь уберечь что-то от разрушения.

Знаем ли мы историю своего Отечества, своего поселка, города, в котором живем? Думаем, конечно, что знаем. А на самом деле?

Современное использование старинных особняков — Дом пионеров в бывшем барском доме, милиция, суд и юридическая консультация в двух его флигелях, экскурсионное бюро, долгое время находившееся в Знаменской церкви, парк культуры и отдыха Красногорского механического завода с зоной массового отдыха и аттракционов по берегам Знаменских прудов, а также парковые скульптуры типа «Девушка с веслом» — все это вряд ли располагает к воспоминаниям о былой красоте этих мест.

А была же она!

В статьях, монографиях, путеводителях России с середины XIX века Губайлово-Знаменское, на землях которого раскинулся сегодняшний город Красногорск, упоминалось как памятник поместного искусства. Отмечалась историко-художественная ценность и архитектуры строений, и ландшафтная архитектура усадебного парка.

Мы не станем в этот раз сожалеть о том, что из когда-то великолепного паркового ансамбля безвозвратно ушло в небытие, в чем еще каким-то образом теплится жизнь, что красивого имеет быть в новых городских посадках и в новых городских постройках.

Мы лишь постараемся мысленно вернуться на несколько веков назад, к истокам возникновения помещичьей усадьбы, Красногорского поселка, а затем и города Красногорска.

Одно из повествований о городе начиналось с поэтического описания дороги, ведущей к нему.

«На запад от Москвы уходит извилистое Волоколамское шоссе, а рядом почти параллельно ему змеится Московско-Ржевская железная дорога среди отлогих холмов и широких полей, обрамленных лесами». Но это описание ближе к дню сегодняшнему, вернее ко времени, когда решением Президиума Всероссийского центрального исполкома населенный пункт Баньки Сходненского района Московской области был преобразован в рабочий поселок Красногорск. Свершилось это 10 апреля 1932 года. Вслед за этим решением Мособлисполком принял еще одно — об образовании Красногорского района. Поселок Красногорск становится его центром.

7 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Красногорск переименовывается в город. Началось новое летоисчисление земель Губайлово-Знаменских.

Чем же знаменита была земля, на которой возник город?

Перелистаем страницы еще одного повествования о летах давно минувших.

— Губайлово-Знаменское в городе Красногорске Московской области, — гласит оно, — упоминается как памятник поместного искусства.

Читаем дальше:

— Располагалось Губайлово-Знаменское в 20-ти верстах от Москвы, невдалеке от станции Павшино по Московско-Виндавской железной дороге (Виндава — когда-то районный центр Латвии). Знаменским поместье называлось по находящемуся в усадьбе храму Знамения Пресвятой богородицы, а Губайловым — по имени первого владельца, дворцового дьяка Губайлова, прямого потомка боярина Василия Губы. В XV веке эти земли были пустошью Московского уезда, и лишь в 1623 году новые владельцы — князья Волынские — населили их крестьянами и построили усадьбу. В начале XVIII века здесь было село, дворы вотчинников, приказчиков, деловых людей и дворни, усадебный двор с постройками, сады, парк.

В начале XIX века владельцами Губайлово-Знаменского стали князья Долгорукие. Последним хозяином имения с 1885 года по 1917 год был купец А.Я. Поляков.

Помещичья усадьба относилась к классическому типу помещичьих усадеб, которые в XVIII—XIX веках складывались одновременно с крепостным землевладением: барский дом с флигелями, обслуживающие постройки и конюшни, оранжереи, парк с «затеями» и огород.

Располагалось имение на возвышенности, с которой на три стороны открывались далекие виды и перспективы Москвы, а позднее стал виден даже храм Христа Спасителя. В северо-западной стороне протекала река Банька, а за ней была видна возвышенность, прорезанная оврагами. Поместье составляло 207.десятин (100 га), а усадебный парк — около 43 га.

Большая часть территории была покрыта сосновым лесом. Кроме того, в имении росли и березовые рощи, предположительно специально посаженные. Пять прудов, которые тянулись полукругом с северо-запада. имели холодную и чистую воду. Можно думать, что вода была ключевой, так как около верхних Знаменских прудов било несколько ключей с железистой водой. По берегам этих прудов красовались искусно сооруженные гроты и каменные бассейны. Барский дом окружали кедры, лиственницы и другие редкие породы деревьев (некоторые из них сохранились до сих пор).

На рубеже XVIII—XIX веков старая усадьба была перестроена в соответствии с новыми эстетическими представлениями эпохи классицизма. Имение прорезается Волоколамской дорогой, а усадьба совмещает строгую архитектуру комплекса со свободным размещением парковых построек и пейзажным приемом планировки в «английском стиле».

Специалисты полагают, что уцелела лишь северная часть усадьбы. До недавнего времени были целы развалины чудесного по пропорциям и планировке здания эрмитажного типа. Оно, как и многие другие парковые сооружения, находилось вокруг верхних Знаменских прудов. Кроме этого, считают ученые, в настоящее время еще заметны остатки гротов и фундаменты парковых сооружений.

В жилой части усадьбы до последнего времени сохранились руины оранжерей, большое здание служб и молочная ферма в псевдоготическом стиле. В середине парка находился барский дом с двумя небольшими флигелями в стиле «русский ампир». По мнению специалистов, еще до сих пор можно проследить старую планировку былой красоты парка и восстановить общий план усадьбы. За барским домом располагалась церковь и при ней кладбище с усыпальницей Поляковых, последних хозяев поместья. Предполагают, что здесь же находятся могилы прежних владельцев усадьбы, солдат и офицеров, погибших в войне 1812 года. Почти все здания во второй половине XIX века подверглись значительным переделкам.

Сохранились сведения и о том, каким великолепным, настоящим произведением искусства был усадебный парк в Губайлово-Знаменском, о его природных красотах.

С могучими дубами и соснами парк был прежде всего тенистым. Многочисленные аллеи, прямых и свободных очертаний, были обсажены липами. В начале XX века посадки дополнили березами. Сегодня, к большому сожалению, практически исчез дубовый массив. Сохранились лишь отдельные его экземпляры. А какую историческую и декоративную ценность представляли вековые сосны с яркой фактурой стволов! Сохранилась небольшая территория по берегам Знаменских прудов, единственный участок исторического парка с травяным покровом у стволов вековых лип и сосен.

В ландшафтном и эстетическом плане парк деградировал, считают специалисты. Учеными института градостроительства разработан проект восстановления усадьбы. Но не об ученых речь. О нас самих. О роли горожан в сохранении и восстановлении утраченной красоты русского садово-паркового искусства с типичным и трогательным, русским по-своему, пейзажем.

В очарованьи русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,
И как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.

Эти прекрасные строки об окружающей нас природе принадлежат замечательному нашему поэту Николаю Заболоцкому. Но закончить свое повествование мне хотелось бы на этот раз не стихами, а прозой. Словами, которые записал когда-то в своем дневнике Лев Николаевич Толстой:

«Сколько есть людей всем недовольных, все осуждающих, которым хочется сказать: подумайте, неужели вы только затем живете, чтобы понять нелепость жизни, осудить ее, посердиться и умереть. Не может быть. Подумайте. Не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите».

Лидия ЛОГИНОВА

«Красногорские Вести, 7 февраля 1995 г.