Фамилия Сабуровых в Московском государстве известна с XIV в. Но наиболее вероятно, что название нашего села могло возникнуть не ранее XV столетия. Дело в том, что Сабуровы принадлежали к костромским помещикам и служили Галицкому князю Дмитрию Шемяке, который во время междоусобной войны не остановился перед тем, чтобы ослепить вероломно захваченного в плен великого московского князя Василия, прозванного после этого Темным. В 1447 г. Василий Темный с помощью верных бояр вернул свой престол, но Дмитрий Шемяка заточил в Чухломе его мать, великую княгиню Софью Витовтовну. С целью заключения мира он послал в Москву своего боярина Михаила Федоровича Сабурова, поручив ему сопровождать великую княгиню. Но Сабуров не возвратился к Шемяке и остался на московской службе. Более того, он добился самых высоких почестей при дворе московского великого князя, стал у него боярином, а затем и дворецким. И названия сел по имени Сабуровых, пожалованных за службу и купленных у других владельцев, мы встречаем во многих местах, в том числе в Северном и Южном округах Москвы и в бывшем Коломенском уезде.

Вероятно, что за услугу матери великого князя Михаил Сабуров был достойно вознагражден: из ее надела ему было пожаловано огромное по тем временам имение по берегам речек Баньки и Грязливой, в котором состояло более тысячи десятин земли. Сейчас на его территории осталась только деревня Сабурово, а в то время насчитывалось 18 селений. После смерти своей покровительницы Сабуров также поддерживал дружеские отношения с семьей великого князя. Возможно, ответным знаком благодарности было то, что в 1464 г., незадолго до своей кончины, он завещал часть своих вотчин под Костромой жене князя; великой княгине Марье Ярославне.

Из шести сыновей Михаила Сабурова пятеро стали боярами при дворе великого князя Ивана III. Почтил их и князь Василий II — в 1505 г. он взял в жены правнучку боярина Соломонию и возвел в бояре ее отца. Однако после 20 лет совместной жизни Василий II, не дождавшись наследника, развелся с женой и заточил ее в монастырь. В литературе известна легенда, что уже в монастыре Соломония родила сына, сохранив это в глубокой тайне, а когда княжеские прислужники попытались забрать его, то получили ответ, что он умер. В указанном им захоронении нашли обыкновенную куклу.

После этих событий весь род Сабуровых оказался в опале. А у великого князя Василия II только через пять лет родился сын Иван от новой жены, вышедшей из Польши Елены Глинской. Легенда говорит, что Иван IV, в трехлетнем возрасте ставший царем, всю жизнь провел в страхе перед призраком «старшего брата», который мог появиться и отобрать права на престол. Его искали, чтобы уничтожить, а попутно были уничтожены тысячи ни в чем не повинных людей в Твери, Новгороде, Пскове, которых подозревали в его укрывательстве.

Неизвестно, кому принадлежало село Сабурово после боярина Михаила Федоровича. В середине XVI в. им владел боярин Иван Григорьевич Морозов, а после его смерти вдова Агриппина Морозова в 1558 г. отдала село с 17 деревнями Митрополиту Московскому и Всея Руси свое имение: «село Сабурово, а в нем церковь Воскресение господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, з деревнями, а деревень к селу: деревня Горяиновская, деревня Кобылина, деревня Кусаково, деревня Онкудинова, деревня Бабина, деревня Манухина, деревня Богданова, деревня Одинцова, деревня Новый Починок, деревня Михайлова, деревня Просяное, деревня Гаютина, деревня Володина, деревня Поляны, деревня Жегалова, деревня Санникова и с пустошми, и с лесы, и с луги, и с пожнями, и со всеми угодью.

В те времена крестьяне и деловые люди зависели только лично от своего господина и не передавались вместе с землей новому хозяину. Митрополит не смог заселить свое имение, в писцовой книге 1583-1584 гг. записано в Горетовом стану только одно «живущее» село, но без указания дворов: «Митрополичье село Сабурово, а в нем церковь Воскресение Христово, клетцки, ветха, пашни лесом поросло 56 четьи, сена 50 копен... И всего Чудова монастыря село живущее да 17 пустошей».

После Смутного времени село надолго запустело. В 1623 г. в вотчине патриарха записано только пустое место церковное. Но в 1627 г., при патриархе Филарете, отце царя Михаила Романова, село немного ожило: «Государя святейшего патриарха Московского и Всея Руси вотчина село Сабурово на речке на Бане, а в нем крестьян 2 двора, бобылей 4 и 15 пустошей». Далее оно было передано в управление монахам Новинского монастыря, и полвека спустя значительно разрослось. По сведениям 1678 г. показано: «Патриарха Иоахима село Сабурово — в монастырском дворе 1 дворник, 11 дворов крестьян, людей в них 44 человека, 6 дворов бобыльских, в них 19 человек, да в бегах крестьянский сын».

Более подробные сведения дает писцовая и межевая книга 1685 года: «Великого господина светлейшего Иоакима патриарха Московского и всея Руси, домового его Новинского монастыря вотчина: село Сабурово на речке на Бане, что преж сего то село было великого государя светлейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси. А в том селе на старом кладбище часовня, да в том же селе двор монастырской, а в нем живет прикащик Прокофий Федоров, да в том же дворе живет дворник, у него дети. Да в том же селе крестьянских дворов 16. Людей с теми, что на монастырском дворе, 73 человека. Да 3 человека в бегах» (РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 283). В 1704 г. числится уже 23 крестьянских двора, в которых проживали 81 человек.

Ревизская сказка 1726 г. свидетельствует, что после тяжелых «петровских» времен село в основном сохранило свое население: в нем записаны 75 ревизских душ, причем среди них 4 человека старше 80 лет и 4 человека старше 70 лет.

Наиболее полные сведения дает «офицерская опись», составленная в 1764 г. в связи с секуляризацией церковных владений (РГАДА. Ф. 280, оп. 3, е.х. 604, ч. 2):

«Опись переправленная поручиком Михаилом Иевлевым:

Село Сабурово стоит на речке Бане, расстоянием от Москвы в 25 верст. Во оном селе по последней 744 году бывшей ревизии крестьянских 102 души. К этому селцу по писцовым дачам земли 464 чети с осминою в поле, а в дву потому ж. Во оном селе 11 осмаков с половиною, в половине 4 души. С тех осмаков денежных доходов в Экономическое ведомство ничего не собирается. Сенных покосов 320 копен. В том селе пашни казенной не имеется. Управителей, прикащиков и писцов никого не имеется. Работников в Синодальный дом не посылалось. В наличности казенного хлеба не имеется. Збирается со оных крестьян оброчных денег с каждой души по рублю, итого 102 рубли. За б пустошей збирается по 15 рублев. С мелниц помолных денег и хлеба не сбирается. Неокладных всяких экономических, с садов, огородов, за проданной скот и прочих доходов не платят. Не збираются выводные денги за баб и за девок. Земель и лугов, которые отдаются в оброк, не имеется. Оного селца обще со всех крестьян оброчного хлеба збирается управительского жалования ржи и овса по 2 четверти бес четверика. С пашни приплодного и пятинного не плотится. Столовой запас, также и конюшенных припасов не збирается. Управителей не имеется, а только збирается управительское хлебное жалование. За неимением грамоте вместо выборного старосты Ильи Иванова и десяцкого Федора Дмитриева села Ангелова церкви Николая чудотворца иерей Василий Михайлов руку приложил».

В данном случае опись была простой формальностью, так как крестьяне уже находились не в монастырском владении, а в ведении Государственной коллегии экономии, и назначенный для них оброк по одному рублю с ревизской души был оговорен в указе, который привез поручик Иевлев. Поэтому они не хотели ни говорить, ни слышать о прежних монастырских поборах. (В это же время в селе Троицком-Голенищеве, принадлежавшем тому же монастырю, отмечены сборы и за куриные яйца, и за подводы, и на монастырь «сена кашивали 53 копны», и пашню пахали, ездили в синодальный дом и Успенский собор по 15 человек, возили песок на 10 подводах, глину 10 подвод, лесу 6 подвод, пахали пашню синодальную). Единственное, что интересовало сабуровских крестьян — чтобы оставили за ними приписанные к Сабурову пустоши, которыми они не пользовались прежде из-за полагавшегося за них дополнительного оброка. И именно это они потребовали указать в протоколе сельского схода:

«Выборной, староста и все того селца крестьяне дали сию сказку, что присланный с ним (офицером — Авт.) из означенной коллегии экономии указ мы слышали... Когда в означенной описи пустоши нам отдадут, а управителя с нас сымут, то платить оброку с каждой души по рублю будем». (Там же, лл. 143-144).

При проведении Генерального межевания площадь земельных угодий впервые обмеряна не в четвертях и копнах, а в десятинах, а население — в соответствии с ревизией 1762 года:

«Сельцо Коллегии экономии, ранее Синодального ведомства. Дворов 37, 106 душ мужского и 108 женского пола. Земли 1186 десятин 862 сажени: под селением 4 десятины, пашни 332 десятины, перелог и мелкая лесная поросль 668 десятин, леса 48 десятин, сенного покоса 100 десятин, под дорогами 6,5 десятин, под речкой 23,5 десятины. Земля иловатая, хлеб и покосы хороши, лес строевой и дровяной. Крестьяне на казенном оброке».

Сабурово находилось сравнительно недалеко от уездного города Воскресенска. Несмотря на то, что это было сельцо, не имевшее церкви, оно было назначено центром Сабуровской экономической волости, в которую вошли села Ангелово, Куркино, Рождествено, Чернево, Юрлово, деревни Алешкино, Барашки, Бутаково, Ивановское, Марфино-Каменка, Назарова, Пенягина, Петрово, Путилково, Ускова, разбросанные в восточной части Воскресенского уезда. Во всяком случае, экономическое сельцо Сабурово настолько расцвело, что в 1800 г. оказалось одним из немногих, о котором записано, что крестьяне «состояния богато-зажиточного».

Нет сведений и о том, что до него в 1812 г. дошли руки французских фуражиров. Ревизская сказка 1816 г. не отмечает в нем повышенной смертности, как это было в Ангелове, Пенягино и других близких к Москве селениях. В 1834 г. население возросло до 154 человек мужского и 192 женского пола. Значительный доход давали крестьянам промыслы. В 1860-х гг. на 71 крестьянский двор приходилось 22 мебельных мастерских с 38 наемными работниками, в которых производился товар на 9 000 рублей. 96 женщин и девушек в 37 дворах занимались вязанием шерстяных чулок и пуховых перчаток.

После отмены крепостного права фактически все земельные угодья остались за крестьянами. На каждый душевой надел пришлось около 5 десятин земли. Появились и излишки, которые можно было сдать в аренду на сторону. В 1890 г. при деревне Сабурово числится имение титулярного советника Алексея Ивановича Смирнова. Население выросло к 1899 г. до 512 человек, хотя и здесь 10 семей (молодых, по 1-2 человека) состоят в числе отсутствующих. На 89 хозяйств приходилось 92 избы и 140 холостых построек, но скота держали мало — в 19 хозяйствах не было ни коров, ни лошадей, еще в 26 недоставало лошади или коровы. Промыслами занимались 290 жителей, но только 30 мужчин и 13 женщин уходили работать на сторону.

В 1911 г. в селе записаны 95 дворов, появившееся недавно земское училище, З чайных лавки, имение Смирнова. Село успешно развивалось и в послереволюционные годы. В 1924 г. в нем 123 двора, 588 жителей, у них 40 лошадей и 151 корова, в 1926 г. — 128 крестьянских и 5 прочих хозяйств, 666 жителей, сельсовет и школа I ступени.

Наряду с колхозом имени Димитрова в 1931 г. в деревне числится мебельная мастерская Сабуровской трудовой артели Москоопдревсоюза, в которой были объединены 156 человек (Фабрики и заводы Московской области, ч. 2, 1931). В 1933 году Сабуровский мебельный промколхоз произвел разной мебели на 116 тысяч рублей (Список фабрик и заводов Московской области, 1933). В 1939 г. население в 131 хозяйстве составило 600 человек. Здесь появилось новое предприятие — усадьба Сабуровского лесопаркхоза.

Сказалась близость фронта во время войны. В 1945 г. колхоз им. Димитрова сохранил в своих рядах 174 члена, обработал 70 га зерновых, 23 га картофеля, 9 га овощей и 41 га трав, имел 34 головы крупного рогатого скота, в том числе 4 дойных коровы. Председателем колхоза был Андрей Федорович Федоров.

В послевоенные годы продолжается отток населения. В 1951 г. в Сабурове остались 91 хозяйство и 283 жителя, при нем отмечены дома лесничества и подсобное хозяйство МПС. Здесь были опытные лесники, мастера по изготовлению «медвежьей мебели», большой питомник для новых лесопосадок.

В 1957 г. население в 98 хозяйствах возросло до 330 человек. Сабурово и сейчас смотрится как большая деревня с просторной улицей, протянувшейся более полутора километров, но связанная с Красногорском только маршрутным такси.